Пероральным и ректальным методами общей анестезии практически не пользуются ввиду сложности дозирования, невозможности учета индивидуальных условий всасывания препаратов слизистой оболочки желудка и прямой кишки, возникновения диспепсических явлений, тошноты и рвоты. Однако принципиальная возможность использования этих способов введения общих анестетиков в особых случаях существует.
Натрия оксибутират может быть применен перорально у детей с паническим страхом перед любыми инъекциями и манипуляциями. Для этого порошок препарата в дозе 150—200 мг/кг растворяют в 20—30 мл 10% раствора глюкозы или фруктового сиропа. Спустя 20—30 мин после приема препарата внутрь наступает сон, который позволяет беспрепятственно доставить ребенка в операционную и создает базисный фон для дальнейшего проведения общей анестезии. Общая анестезия при этом не достигает глубокого уровня и электроэнцефалографически соответствует III — IV стадии гиперсинхронных или медленных 6волн без тенденции к снижению амплитуды. Без сочетания с другими анестетиками эта глубина недостаточна для выполнения болезненных манипуляций и вмешательств. Применение же наркотика в больших дозах (250300 мг/кг), хотя и вызывает более глубокую анестезию, но увеличивает вероятность рвоты и судорожных реакций и делает анестезию трудно управляемой. Более удобен последующий переход на барбитуровую общую анестезию (5—6 мг/кг гексенала или тиопенталнатрия) или ингаляцию фторотана в зависимости от показаний.
Ректальный метод общей анестезии на практике почти не применяется, хотя можно считать установленной достаточно высокую эффективность ряда аналгезирующих и психотропных веществ при этом способе введения. Например, при ректальном введении всасывание морфина и концентрация его в крови выше, чем при приеме аналогичной дозы внутрь, так как в кислой желудочной среде абсорбция препарата нарушается [Moolenar F. et al., 1985]. Эффективность кетамина при ректальном введении в экспериментах на животных оказалась очень низкой [Jantzen J. P. et al., 1985].
Наибольшее распространение получил ректальный способ введения средств премедикации, преимущества которого перед любыми инъекционными методами заключаются в атравматичности, а перед пероральными — в более эффективном и быстром всасывании и поступлении в кровь. Кроме того, при ректальном введении обычно отсутствуют аллергические лекарственные реакции. Созданы отечественные носители для суппозиториев, отличающиеся полной физиологической и фармакологической индифферентностью и обеспечивающие, благодаря включению в них поверхностноактивных веществ, быстрое всасывание ингредиентов слизистой оболочкой прямой кишки. Эти носители позволяют применять комбинацию многих фармакологических агентов, в том числе плохо совместимых.
Ректальное введение бензодиазепинов (диазепам в дозе 0,17 мг/кг, мидазолам — 0,3—0,8 мг/кг) перед масочной анестезией или внутримышечной инъекцией кетамина исключает всякие воспоминания детей о болевых ощущениях, связанных с операцией [CzornyRuttem M. et al., 1986; SaintMaurice С. et al., 1987]. Пероральный и ректальный пути введения средств премедикации заслуживают широкого применения, особенно в детской практике, как атравматичные и безопасные.