Определение риска общей анестезии и операции





Определение риска общей анестезии и операции


Оценку регионарных функций легких, характеризующих вентиляционноперфузионные отношения — ВПО (VA/QC), производят с помощью радиоизотопных методов [Зильбер А.П., 1971]. ВПО отражает отношение альвеолярной вентиляции за 1 мин (VA) к количеству крови, протекающей за 1 мин через легочные капилляры (Qc). В норме эта величина равна 0,8. При значительной физической нагрузке у здорового человека она может возрастать до 3,0 и более, тогда как при вентиляционной дыхательной недостаточности не происходит необходимого повышения альвеолярной вентиляции и адекватного увеличения ВПО, что сопровождается артериальной гипоксемией и гиперкапнией. Величина VA/QC может значительно изменяться также при нарушениях распределения вентиляции и кровотока, когда вентилируются некровоснабжаемые и кровоснабжаются невентилируемые альвеолы. В связи с этим при характеристике ВПО необходимо учитывать также внутрилегочное шунтирование, объем кровотока по невентилируемым альвеолам и физиологическое мертвое пространство, т.е. объем вентиляции некровоснабжаемых альвеол [Шик Л.Л., 1980].

Содержание в крови оксигемоглобина определяют с помощью неинвазивных фотоэлектрических датчиков, методом капнографии регистрируют содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе, определяют альвеолярную концентрацию его и при параллельной записи спирограммы вычисляют объем анатомического мертвого пространства [Путов Н.Н. и др., 1978]. Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, гемодинамики, газов и КОС крови при одновременном расчете энергозатрат [Канаев Н.Н., 1980].

Одной из важнейших функций является диффузионная способность легких (ДСЛ) — показатель скорости диффузии газов через альвеолярнокапиллярную мембрану. Нормальная величина ДСЛ, измеренная методом устойчивого состояния, составляет: (16,75 Р) — (0,16 В) мл/(мин мм рт. ст.1), где Р — рост, м; В — возраст, годы. Методы исследования ДСЛ основаны на определении объема газа, поглощаемого кровотоком в единицу времени, по отношению к альвеолярнокапиллярному градиенту парциального давления этого газа [А.П. Зильбер, 1984]. В качестве тестгаза чаще всего используют 0,05% окись углерода (СО), быстро поглощаемую гемоглобином. Для расчета ДСЛ необходимо знать среднее давление СО в альвеолах (Рсо) и количество СО, перешедшее из легких в кровь.

Существует много классификаций степеней риска общей анестезии и операции, причем имеется тенденция к дальнейшему неоправданному увеличению числа факторов, особенно применительно к больным с различными видами патологии.

Риск анестезии и операции обусловливается множеством факторов: физическим состоянием больного, зависящим от возраста, характера основного (хирургического) и сопутствующих заболеваний, видом хирургического вмешательства (степень травматичности, обширности и длительности), опытом и квалификацией хирурга и анестезиолога, наличием условий, необходимых для проведения операции и анестезии.

В иностранной литературе принята классификация степеней риска общей анестезии, утвержденная Американской ассоциацией анестезиологов (ASA) и основанная на градациях физического состояния больных.

Для плановой анестезиологии:

1 – практически здоровые пациенты;

2 – легкие заболевания без нарушении функций;

3 – тяжелые заболевания е нарушением функций;

4 – тяжелые заболевания, которые в сочетании с операцией или без нее угрожают жизни больною,

5 – можно ожидать смерш больною в течение 24 ч после операции или без нее (moribund).

С учетом экстренных операций эта классификация расширяется, включая еще две градации:

6 – больные 1–2й категорий физическою статуса, оперируемые в экстренном порядке,

7 – больные 3– 5й категории, оперируемые в экстренном порядке.

Физическое состояние больного является важнейшим фактором риска, влияющим на конечный результат хирургического лечения больного. По данным специальных компьютерных исследований, в ближайшие 7 сут после операции летальность прогрессивно возрастает от 1й к 5й категории физического пигуса, достигая более чем 80кратного увеличения.

Полноценная предоперационная коррекция нарушенных функций должка способствовать переходу больного в другую, более благоприятную категорию и, следовательно, уменьшению риска анесгеши и операции.

Существенный недостаток приведенной классификации, принятой в большинстве стран, состоит в том, что она учитывает только риск общей анестезии, тогда как она проводится не сама по себе, а для выполнения определенного оперативного вмешательства и вместе с ним. Правильнее говорить об определении риска анестезии и операции в целом. Учитывая обширный диапазон существующих хирургических вмешательств — от малых внеполостных до обширных одно и двухполостных, в том числе на жизненно важных органах, необходимы градации и по степени тяжести операции. Оба важнейших фактора — состояние больного и тяжесть операции — учтены в классификации, разработанной В.А. Гологорским (1982).

ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО И ТЯЖЕСТИ ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Физическое состояние больного

1. Больные без органических заболеваний или с локализованным заболеванием без системных расстройств.

2. Больные с легкими или умеренными системными расстройствами, которые связаны или не связаны с хирургическим заболеванием и умеренно нарушают нормальную жизнедеятельность и общее физиологическое равновесие.

3. Больные с тяжелыми системными расстройствами, которые связаны или не связаны с хирургическим заболеванием и в значительной степени нарушают нормальную жизнедеятельность.

4. Больные с крайне тяжелыми системными расстройствами, которые связаны или не связаны с хирургическим заболеванием и резко нарушают нормальную жизнедеятельность, становясь опасными для жизни.

5. Больные, предоперационное состояние которых настолько тяжело, что можно ожидать их смерти в течение 24 ч даже без дополнительного воздействия операции.

Тяжесть оперативного вмешательства

А. Малые операции на поверхности тела и полостных органах:

а) удаление поверхностно расположенных и локализованных доброкачественных и злокаственных опухолей;

б) вскрытие небольших гнойников;

в) ампутация пальцев кистей и стоп;

г) неосложненные аппендэктомия и грыжесечение;

д) перевязка и удаление геморроидальных узлов.

Б. Операции средней тяжести на поверхности тела и полостных органах;

а) удаление поверхностно расположенных злокачественных опухолей, требующих расширенного вмешательства (например, на молочной железе);

б) вскрытие гнойников, расположенных в полостях (эмпиема плевры, межкишечные и аппендикулярные абсцессы и др.);

в) ампутация сегментов верхних и нижних конечностей;

г) операции на периферических сосудах;

д) осложненные аппендэктомии и грыжесечения, требующие расширенного вмешательства;

е) пробные лапаротомии и торакотомии.

В. Обширные хирургические вмешательства:

а) радикальные операции на органах брюшной полости (кроме перечисленных выше);

б) радикальные операции на органах грудной клетки;

в) расширенные ампутации конечностей (например, чрезподвздошнокрестцовая ампутация нижней конечности);

Г. Операции на сердце и крупных сосудах.

Д. Экстренные оперативные вмешательства.

Таким образом, градация степеней риска анестезии и операции выражается в цифровом (категория физического состояния больного) и буквенном (тяжесть оперативного вмешательства) индексах (например, 1 В, 2 Б и т.д.). В случае выполнения операции по экстренным показаниям к этим двум основным знакам добавляется Д (2 БД).

Предложены и другие классификации степеней риска анестезии и операции [Малиновский Н.Н. и др., 1973; Александров И.Н. и др., 1981; Рябов Г.А. и др., 1983, и др.). Известны также попытки математического прогнозирования риска оперативных вмешательств с целью облегчить клиницистам принятие решения о плановой операции. Риск ее не должен превышать опасности самого заболевания [Вишневский А.А., 1975; Хай Г.А., 1978].

Запись анестезиолога в истории болезни должна содержать установленную им оценку риска анестезии и операции до и после предоперационной подготовки и таким образом констатировать степень эффективности последней. Несмотря на известный субъективизм таких оценок (объективные эквиваленты, основанные на данных клинических, функциональных и лабораторных исследований, не разработаны), они имеют большое значение в практической работе.

В 1989 г. Московским научным обществом анестезиологов и реаниматологов принята и рекомендована к практическому применению новая классификация, предусматривающая количественную (в баллах) оценку операционноанестезиологического риска по трем основным критериям: 1) общее состояние больного; 2) объем и характер хирургической операции; 3) характер анестезии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: